Посреднические услуги в торговле интеллектуальной собственностью
В основе коммерческой деятельности, связанной с торговлей продуктами интеллектуальной деятельности, лежит разрешение на передачу прав на их использование покупателю. Наиболее распространенными из такого рода продуктов являются лицензии и услуги “ноу-хау”.
Лицензия или запатентованное изобретение – это техническое решение, защищенное действующим патентом. Патентом принято называть предоставленное государством изобретателю исключительное право производить, использовать и продавать свое изобретение в течение специально установленного периода времени. Продолжительность его действия зависит от установленных в договоре условий оплаты, регулярности осуществление взносов, размеров пошлины в момент государственной регистрации изобретения в патентном бюро.
Услуги “ноу-хау” связаны с производственной технологией и пуско-наладочными работами. В основе их предоставления клиенту лежат специальные технические знания, опыт, особые навыки и подходы к осуществлению производственной, научной и торговой деятельности. “Ноу-хау” как предмет продажи обычно представляет собой набор документов, не запатентованных в официальном порядке, но и не ставших общеизвестными.
Продажа лицензий осуществляется двумя основными способами, т.е. в “чистом” виде и в качестве дополнения к поставкам машин и оборудования. Услуги “ноу-хау”, в отличие от лицензий всегда сопутствуют поставкам оборудования. Стоимость лицензии или нелицензионного “ноу-хау” определяется договором и представляет собой денежное вознаграждение, которое владелец интеллектуального продукта (лицензиар) должен получить от его пользователя (лицензиата). В отдельных случаях к торговле лицензиями привлекаются и специализированные посреднические организации.
Помимо изобретений можно запатентовать торговую марку и фирменное наименование товара. Торговая марка используется изготовителем определенной продукции в целях индивидуализации ее имиджа среди аналогичных товаров. Торговая марка играет важную роль как одно из средств рекламы. Регистрация торговой марки предполагает уплату соответствующей пошлины и ежегодных взносов в патентном бюро и обеспечивает защиту ее владельца от неправомерного использования конкурентами. Коммерческие операции, связанные с торговой маркой и фирменным названием, имеют непосредственное отношение к соглашениям франшизы.