Организация товарооборота Понятия «розничный товарооборот» и «оптовый товарооборот»

Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот — про­цесс обмена товаров на деньги. Владелец товара — торговое пред­приятие1 — за деньги продает товар в собственность другому юри­дическому или физическому лицу. Товарооборот характеризует про­цесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Как эко­номическая категория товарооборот характеризуется наличием од­новременно двух признаков:

товара как объекта продажи;

•  продажи как формы движения товара от производителя к по­требителю.

Товарооборот торгового предприятия можно рассматривать:

во-первых, как результат деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект;

во-вторых (в социально-экономическом аспекте) как показатель товарного снабжения населения, один из показателей уровня жизни2.

В торговом предприятии товарооборот выражается в объеме де­нежной выручки за проданные товары — по его размеру можно су­дить о значимости данного предприятия на потребительском рынке.

Различают розничный и оптовый товарооборот.

Розничный товарооборот — это передача товаров конечным по­требителям. На этом процесс обращения товара завершается — то­вар поступает в сферу потребления.

 

Как экономический показатель розничный товарооборот отра­жает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой — сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребность пред­приятий в материальных и трудовых ресурсах, характеризует разви­тие торговой сети.

Согласно Инструкции Госкомстата Российской Федерации3 роз­ничным товарооборотом является продажа товаров населению; кро­ме того, в розничный товарооборот включается продажа товаров организациям, учреждениям и предприятиям для обслуживаемых ими контингентов населения.

Розничный товарооборот как статистический показатель отража­ет объем продажи товаров населению через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках.

Объем розничного товарооборота во многом характеризует со­стояние национальной экономики, отражая положение дел в про­мышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, из­менение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внут­реннего рынка.

Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет количественную и качественную характеристики.

Количественная характеристика товарооборота — объем реали­зации в денежном исчислении, качественная связана со структурой товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарообо­рота — это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.

Состав розничного товарооборота классифицируют по видам продаж:

•  выручка от продаж продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, с использованием автоматов, в раз­возной и разносной торговле;

•  товарооборот предприятий внедомашнего питания, состоящий из оборота по продаже продукции собственного производства и по­купных товаров, включая наценку;

•  выручка от реализации медикаментов в аптеках;

• выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по
подписке, и др.

Необходимо четко различать понятия «состав» и «величина» то­варооборота: состав товарооборота складывается из различных ви­дов продаж, а величина — из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).

Оптовый товарооборот — это продажа товаров торговыми пред­приятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потреб­ления в качестве сырья и материалов, либо для материального обес­печения хозяйственных нужд. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом обороте товар реализуется для после­дующей переработки или перепродажи.

Оптовый товарооборот классифицируется, как правило, по:

•  назначению;

•  форме организации товародвижения.

В зависимости от назначения оптовый товарооборот подразделя­ется на:.

•  оптовый товарооборот по реализации;

•  внутрисистемный оптовый товарооборот.

Оптовый товарооборот по реализации — это продажа товаров предприятиям розничной торговли, массового питания, поставки внерыночным потребителям, на экспорт и по клирингу.

Внутрисистемный оптовый товарооборот — это отпуск товаров одними оптовыми предприятиями по поручению других непосред­ственно рыночным и внутрирыночным потребителям. Внутрисис­темный оптовый товарооборот, как правило, используется для ма­невра товарными ресурсами и присущ крупным коммерческим струк­турам.

Таким образом, оптовый товарооборот по реализации характе­ризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а внут­рисистемный оптовый товарооборот — движение товаров между зве­ньями оптовой торговли.

Сумма двух видов оптового товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот.

В зависимости от организации товародвижения каждый из двух видов оптового товарооборота делится на:

•  складской;

•  транзитный.

Складской оптовый товарооборот — эта продажа товаров со скла­дов оптовых торговых предприятий.

Транзитный оптовый товарооборот — это поставка товаров про­изводителями непосредственно розничной торговле, минуя складс­кие звенья.

Транзитный оптовый товарооборот в свою очередь подразделя­ется на:

•   транзитный товарооборот без участия в расчетах (организуе­мый);

•   транзитный товарооборот с участием в расчетах.

Иными словами, торговое предприятие участвует в процессе то­варообмена либо как посредник, получающий за организацию про­движения товара комиссионное вознаграждение, либо как собствен­ник, оплативший стоимость товара.

Сумма складского и транзитного товарооборота с участием в рас­четах составляет оптовый товарооборот с участием в расчетах.