Организация тарооборота. Назначение тары и ее классификация

 

Для упаковки товаров используется разнообразная тара. Это обусловлено физико-химическими свойствами това­ров, а также применением различных упаковочных мате­риалов, то есть материалов, из которых изготавливается та­ра и упаковка.

Тару классифицируют по следующим основным при­знакам:

•       функциям в процессе товарного обращения;

•       кратности использования;

•       принадлежности;

•       назначению; методам изготовления;

•       устойчивости к внешним воздействиям;

•       конструктивному исполнению;

•       прочности;

•       конструктивной форме;

•       материалу изготовления.

По выполняемым в процессе товарного обращения функциям тару подразделяют на транспортную, потреби­тельскую и тару-оборудование.

Транспортная тара применяется для транс­портирования и хранения товаров. Она образует само­стоятельную транспортную единицу.

Потребительская тара поступает к потре­бителю с товаром и не выполняет функцию транспортной тары. Ее стоимость включается в цену товара и оплачива­ется конечным покупателем.

К потребительской таре предъявляются повышенные эстетические требования, она должна привлекать внима­ние покупателя, а также содержать информацию об изго­товителе, количестве, потребительских свойствах и прави­лах использования товара, создавать товару рекламу.

Разновидностями потребительской тары являются пода­рочная и порционная. Художественно-конструкторское ис­полнение подарочной тары подчеркивает назначение то­вара как подарка или сувенира. Порционная тара обеспе­чивает использование размещенного в ней товара задан­ными дозами. Разовая порционная тара, товар в которой зафиксирован в определенном положении, а его извлече­ние происходит продавливанием или разрывом, называет­ся контурной.

Тара-оборудование представляет собой изде­лие, предназначенное для укладывания, транспортирова­ния, временного хранения и продажи из него товаров.

В зависимости от кратности использования тара де­лится на разовую, возвратную и многооборотную.

Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках товаров. К ней относится большинство видов потребительской тары, а также под­лежащая утилизации после использования транспортная тара.

Возвратной является тара, бывшая в употребле­нии, используемая повторно.

Многооборотной называется транспортная та­ра, прочностные показатели которой рассчитаны на ее многократное применение. Поэтому такая тара, как пра­вило, подлежит обязательному возврату поставщику.

В зависимости от принадлежности следует различать тару общего пользования и инвентарную. Инвентарной яв­ляется многооборотная тара, принадлежащая конкретно­му предприятию и подлежащая возврату данному пред­приятию.

По назначению тару делят на   универсальную, I применяемую   для   затаривания   различных   товаров,   и специализированную — только для определенных товаров.

По методам изготовления различают клееную, свар­ную, штампованную, получаемую пневмо и вакуумным формованием, бондарную и другую тару.

В зависимости от устойчивости к внешним воздейст­виям тара может быть пыле-, свето-, жиро-, газо-, паро- и влагонепроницаемой. При этом тара, конструкция которой обеспечивает непроницаемость газов, паров и жидкостей называется герметичной. Тара, внутри которой сохраняет­ся заданная температура в течение установленного време­ни, называется изотермической.

По конструктивному исполнению тару подразделяют на  неразборную, разборную, складную, разборно-складную,  закрытую, открытую, а также штабелируемую.

Неразборная тара состоит из неразборных неподвижно соединенных частей.

Конструкция разборной тары позволяет разо­брать ее на отдельные части и вновь собрать, соединив со­членяющиеся элементы.

Конструкция и свойства складной тары позво­ляют сложить ее без нарушения сочленения элементов и вновь придать таре первоначальную форму.

Разборно-складная тара сочетает в себе конструктивные особенности разборной и складной тары.

Если конструкция тары предусматривает применение крышки или другого затвора, то такая тара называется закрытой. Тара, применяемая без крышки или другого вида затвора, относится к открытой.

Штабелируемой называется тара, конструкция и прочностные показатели которой позволяют укладывать ее в устойчивый штабель.

По степени прочности тара бывает жесткой (деревян­ные и полимерные ящики, бочки и др.), полужесткой (кар­тонные ящики, полимерные бутылки, тубы и др.), мягкой (бумажные или текстильные мешки и др.) и хрупкой (стек­лянная тара).

Жесткая тара при наполнении не меняет форму и раз­меры, а мягкая — деформируется. Хрупкая тара чувстви­тельна к воздействию динамических нагрузок.

По конструктивной форме тару классифицируют на следующие виды:

ящик — транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, форму прямоугольника, с дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее;

бочка — транспортная тара с корпусом цилиндриче­ской или параболической формы, с обручами или зигами (гофрами) катания, с доньями;

барабан — транспортная тара с гладким или гоф­рированным корпусом цилиндрической формы, без обру­чей или зигов катания, с плоским дном;

мешок — транспортная мягкая тара с корпусом в форме рукава, с дном и горловиной, которая может быть открытой или закрытой клапаном;

фляга — транспортная многооборотная тара с кор­пусом цилиндрической формы и цилиндрической горлови­ной, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с при­способлением для переноса и крышкой с затвором;

канистра — тара с корпусом, имеющим в парал­лельном дну сечении форму, близкую к прямоугольной, с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором;

банка — потребительская тара преимущественно с ци­линдрическим корпусом, с горловиной, диаметр которой ра­вен диаметру корпуса или незначительно меньше его, с пло­ским или вогнутым дном, вместимостью от 0,025 до 10 дм3;

бутылка — потребительская тара преимущественно с цилиндрическим корпусом, переходящим в узкую горло­вину, предусмотренную для укупоривания, с плоским или вогнутым дном;

коробка — разовая потребительская тара с корпу­сом разнообразной формы, с плоским дном, закрываемая крышкой (съемной или на шарнире);

пачка — разовая потребительская тара с корпусом в форме параллелепипеда, закрываемая клапанами;

пакет — разовая потребительская тара с корпусом в форме рукава, с дном и открытой горловиной вместимо­стью до 20 дм3;

пробирка — потребительская тара с цилиндриче­ским корпусом, с плоским или выпуклым дном, с горлови­ной, диаметр которой равен диаметру корпуса, укупори­ваемая пробкой или крышкой, вместимостью до 0,05 дм3;

туба — разовая потребительская тара с корпусом, обеспечивающим выдавливание содержимого, с узкой гор­ловиной, укупориваемой бушоном, и дном, закрываемым после наполнения продукцией;

ампула — разовая потребительская тара с цилинд­рическим корпусом и вытянутой горловиной, герметично запаиваемой после наполнения продукцией, с плоским или выпуклым дном.

Для укупоривания тары и улучшения ее внешнего вида применяют различные укупорочные средства:

крышка — вспомогательное упаковочное средство, закрепляемое по всему наружному периметру верха или горловины тары;

б у ш о н — крышка, навинчиваемая на горловину ту­бы;

пробка — укупорочное средство, вдавливаемое или ввинчиваемое внутрь горловины тары;

колпачок — вспомогательное упаковочное средст­во, надеваемое на горловину тары после ее укупоривания для предохранения и улучшения внешнего вида тары.

По материалу изготовления тару подразделяют на кар­тонную, бумажную, деревянную, текстильную, металличе­скую, стеклянную, керамическую, из натуральной и искус­ственной кожи, полимерную и комбинированную.

Картонная тара в последнее время получила наибольшее распространение. Она используется для упа­ковки различных продовольственных и непродовольствен­ных товаров. Одно из ее преимуществ — небольшая удель­ная масса по отношению к затариваемой продукции. Производят такую тару из прессованного, литого или скле­енного картона, для получения которого используют древе­сину и ее отходы, целлюлозу, макулатуру и другое вторич­ное сырье.

Наиболее распространенным видом транспорт­ной картонной тары являются ящики. Их изготавливают из цельного листа плоского или гофрированного (состояще­го из чередующихся склеенных между собой 2-7 плоских и гофрированных слоев) картона, сшитого проволочными скобами или стальной лентой. Дно и крышка ящика образуются четырьмя клапанами, стыки которых заклеивают бумажной клейкой лентой. Картонные ящики делают складными, что упрощает процесс их хранения и транс­портирования в порожнем виде.

Лотки (открытые невысокие ящики) из картона исполь­зуют для перевозки плодов и ягод. Кроме того, их удобно при­менять в качестве подложки под товары в потребительской таре при упаковывании в специальную пленку. Получаемая таким образом групповая упаковка облегчает перевозку и хранение продукции в бутылках, банках, пакетах и т. п.

Потребительская картонная тара — это короб­ки и пачки, применяемые для упаковки различных продо­вольственных товаров, а также обуви, моющих средств, парфюмерно-косметических и других товаров.

Бумажная тара применяется для затаривания сыпучих и штучных товаров. К ней относятся мешки и пакеты.

Метки  используют для  упаковки   продукции  пищевой промышленности и строительных материалов. Для их производства применяют мешочную бумагу, которая может быть  многослойной или пропитанной специальными составами.

Пакеты бывают двух типов: одинарные и с внутренним  пакетом-вкладышем. Для производства наружных и одинарных пакетов используют мешочную бумагу, а также специальную бумагу для упаковки продуктов на автоматах. Внутренние пакеты изготавливают из пергамента или  парафинированной бумаги.

По способу изготовления бумажные мешки бывают сшитыми и склеенными, а пакеты — склеенными.

В качестве вспомогательного упаковочного средства наряду с обычной применяют специальные виды упаковочной бумаги. Например, антикоррозионную бумагу с водостойким покрытием используют для защиты металлических изделий от атмосферной коррозии, жиронепрони­цаемую бумагу — для упаковывания некоторых продовольственных товаров (масло-молочных, мясных и колбасных изделий, кондитерских изделий, про­дуктов быстрого приготовления и др.), бумагу с поверхно­стью, имитирующей бархат, кожу или с нанесенными на нее рисунками — в подарочной упаковке.

Деревянная тара была широко распростране­на в обращении в прежние годы. Жесткая, способная вы­держивать механическое воздействие, она хорошо защи­щает товары при транспортировании. Однако такая тара обладает высоким коэффициентом собственной массы, что увеличивает стоимость перевозки в ней товаров. К этой группе тары относят ящики, бочки и корзины.

Ящики бывают дощатые (изготовленные из пиломате­риалов заданных размеров), тонкостенные дощатые  (из тонких, толщиной не более 10 мм, дощечек), фанерные (из фанеры с планками из пиломатериалов), древесноволокни­стые (из древесноволокнистой плиты с планками из пило­материалов) и комбинированные. Кроме того, деревянные ящики различают: по назначению (универсальные и специализированные, например, фанерные ящики для чая); по конструкции (разборно-складные и неразборные); по способу соединения деталей (плотные и решетчатые); по виду  крепления  деталей  (проволочными  скобами, гвоздями и др.);

по размерам (устанавливаются стандартами исходя из габаритных размеров и массы упаковываемого груза, ко­торая может достигать 20000 кг) и другим признакам.

Разновидностью деревянных ящиков являются лотки, представляющие собой ящики, высота которых не превы­шает 110 мм.

Деревянные бочки, как и ящики, относятся к транс­портной таре. Корпус бочки имеет цилиндрическую или параболическую форму. Он состоит из стянутых металличе­скими или деревянными обручами клепок (специально обработанных деталей), образующих остов. На внутренней по­верхности остова имеется уторный паз — углубление по дли­не окружности, предназначенное для вставки дна. В месте соединения корпуса бочки с дном располагается уторный обруч, в той части бочки, которая имеет наибольший диа­метр — пуковый, а между ними — шейный.

Клепки бочек могут быть изготовлены из пиленой или колотой древесины или многослойного шпона (для фанер-но-штампованных бочек).

В зависимости от назначения деревянные бочки делят на сухотарные и заливные.

Сухотарные бочки предназначены для хране­ния и перевозки сухих молочных продуктов, яичного по­рошка, охлажденной рыбы, сухой краски и др.

В заливные бочки затаривают тузлучные про­дукты, плодоовощные продукты с рассолом, пиво, вина, соки и другие жидкие продукты, а также пищевые жиры, замороженные плоды и ягоды и т. п. В этих бочках обычно высверливают одно или два наливных отверстия, которые закупоривают пробками.

Вместимость бочек может быть различной. Например, бочки для коньяка, вин, соков и морсов имеют вмести­мость от 50 до 600 дм3, для пива — 50 и 100 дм3. Для большинства других товаров изготавливают деревянные бочки вместимостью от 5 до 250 дм3.

Наряду с бочками для затаривания сыпучих и пастооб­разных товаров применяют барабаны. Их изготавливают из фанеры или древесины и используют для хранения и перевозки грузов массой до 200 кг.

Одной из разновидностей деревянной тары являются корзины. Они бывают прутяные и драночные. Используют их для сбора, хранения и перевозки ягод, плодов, овощей, а также рыбы и других продовольственных товаров.

Текстильная тара — это паковочные ткани и тканевые мешки.

Паковочные ткани (хлопчатобумажные, льняные, льно-джуто-кенафные) служат для упаковки в виде рулонов, кип, тюков ковровых изделий, тканей и других товаров.

Тканевые мешки шьют из льняных, полульняных, льно-джуто-кенафных и других мешочных тканей. По назначе­нию они делятся на сетчатые мешки для картофеля и ово­щей, продуктовые мешки (для упаковки муки, крупы и других сыпучих продуктов) и мешки для сахара. Выпус­кают мешки обычной и повышенной прочности. Вмести­мость их чаще всего равна 50 или 100 кг, но может быть и другой.

Металлическая тара отличается высокой механической прочностью, устойчивостью к воздействию внутреннего и внешнего давления. Поэтому она применя­ется для затаривания, транспортирования и хранения многих жидких, летучих, огнеопасных и других товаров, обладающих специфическими свойствами. Сюда относят бочки, барабаны, фляги, канистры, тубы и баллоны (в том числе аэрозольные). Их изготавливают из листовой стали, жести, алюминия.

Для фасовки пищевых нестерилизуемых продуктов (чай, кофе, кондитерские изделия и т. п.) предназначены жестя­ные банки с крышкой, а для консервируемой продукции — банки для консервов. К таре, предназначенной для пище­вых продуктов, предъявляются повышенные санитарно-гигиенические требования. Так, внутреннюю поверхность банок для консервов покрывают специальными лаками или эмалями, препятствующими взаимодействию содержимого тары с ионами металлов.

Жестким гигиеническим требованиям должны отвечать и металлические тубы, предназначенные для упаковыва­ния лекарственных средств, зубных паст и другой подоб­ной продукции.

Стеклянная тара обладает рядом положи­тельных свойств: она водостойка, термически устойчива,

способна выдерживать внутреннее гидростатическое дав­ление, легко перерабатывается. Недостатками такой тары являются ее относительно высокая стоимость, большая масса и хрупкость. Этот вид тары служит для упаковки жидких продовольственных (соки, алкогольные и безалко­гольные напитки и др.) и непродовольственных (парфю-мерно-косметические изделия, средства бытовой химии и др.) товаров. К ней относятся баллоны (бутыли), бутылки, банки и флаконы различной формы и емкости, изготов­ленные из бесцветного или окрашенного стекла.

Из-за хрупкости стеклянную тару транспортируют в специальных полимерных ящиках с гнездами, в ящиках, заполненных прокладочными материалами (стружкой, картоном и т. п.) или другой подобной таре, обеспечиваю­щей сохранность бутылок, банок и т. д..

Керамическая тара, как правило, значитель­но увеличивает стоимость товара, поэтому наиболее часто ее применяют в качестве подарочной тары для упаковки чая, ликеро-водочных изделий и парфюмерии. В качестве подарочной используют и тару из натуральной кожи.

Полимерная тара находит все более широкое применение для упаковывания и хранения пищевых про­дуктов, парфюмерно-косметических средств, товаров бы­товой химии, лакокрасочных материалов и др. Она обла­дает небольшой удельной массой, высокой механической прочностью, низкой влагопроницаемостью.

Изготавливают полимерную тару различными способа­ми из полиэтилена, полиэтилентерефталата, полипропиле­на, полистирола, поливинилхлорида и других полимеров. Такая тара позволяет заменить некоторые виды тары из других материалов. Например, полимерную тару можно использовать вместо деревянных ящиков и бочек, ткане­вых мешков, стеклянных бутылок и флаконов, бумажных мешков и пакетов, металлических туб. Однако такая за-

мена не всегда возможна, в частности, из-за отрицатель­ного воздействия на организм человека соединений, об­разующихся при взаимодействии некоторых полимерных материалов с пищевыми продуктами.

Удобным упаковочным материалом являются полимер­ные пленки, обладающие различными полезными свойст­вами. Так, упакованные в термоусадочную пленку пищевые продукты дольше сохраняют свои вкусовые качества и внешний вид, не подвергаются воздействию влаги, пы­ли. Вакуумная упаковка в асептическую (защищенную от бактерий) пленку обеспечивает более долгий срок хране­ния скоропортящихся продуктов.

С помощью вакуумного напыления алюминием полу­чают металлизированную пленку. При этом она становит­ся более прочной и менее прозрачной. Наиболее часто в такую пленку упаковывают продовольственные товары (кондитерские изделия, мороженое и др.).

Термоусадочная пленка, сжимающаяся при нагрева­нии, позволяет скреплять между собой товары, разме­щенные на поддоне, в картонном лотке. Образующаяся при этом групповая упаковка, как уже было сказано, су­щественно облегчает выполнение погрузочно-разгрузоч-ных работ, транспортировку и хранение товаров.

Комбинированную тару изготавливают из двух или более различных материалов с различными свой­ствами (бумаги, картона, полимерных пленок, алюминие­вой фольги).

Например, пастеризованное молоко и молочные продук­ты часто разливают в пакеты из картона, с обеих сторон ламинированного полимерной пленкой. Пакеты для молока длительного хранения обычно состоят из нескольких слоев бумаги, полимерной пленки и алюминиевой фольги. До­бавление последней повышает барьерные свойства упа­ковки (защищает от проникновения света, воздуха, мик­роорганизмов) .

Организация оборота тары в торговле Под оборотом тары понимают ее обращение между двумя последовательными заполнениями. При этом интервал времени между двумя ее последовательными за­полнениями называется периодом оборота тары.

В торговле выполняется целый ряд операций, связан­ных с обращением тары. Основными из них являются:

•     приемка тары, поступившей с товаром;

•     вскрытие тары и высвобождение ее из-под товара;

•     хранение тары;

•     возврат тары;

•     документальное оформление операций с тарой.

На предприятиях торговли происходит   приемка тары   по количеству и качеству. Она осуществляется в порядке, установленном договором купли-продажи или поставки. При этом стороны договора могут ссылаться в

нем на правила, записанные в инструкциях о порядке приемки продукции производственно-технического на­значения и товаров народного потребления по количеству и качеству.

Приемка тары осуществляется материально ответствен­ными лицами одновременно с приемкой поступившего в ней товара. Количество поступившей тары сверяется с указанным в сопроводительных документах. При проверке качества и комплектности тары руководствуются положе­ниями соответствующих нормативно-технических доку­ментов, устанавливающих требования к ним.

Кроме того, проверяется правильность маркировки, ха­рактеризующей тару. Она должна содержать:

•       наименование   предприятия-изготовителя  тары или его товарный знак;

•       обозначение    стандарта    или    другой    нормативно-технической документации;

•       надпись  «Многооборотная»  (для многооборотной та­ры).

В случае выявления расхождений в количестве тары или ее ненадлежащего качества покупателем составляется акт, служащий  основанием  предъявления  претензии  поставщику. Более подробно вопросы приемки на предприятиях! оптовой и розничной торговли рассмотрены в соответствующих главах учебника.

Вскрытие тары производят в определенной последовательности с помощью специального инвентаря, что позволяет избежать ее повреждений.

Инвентарь для вскрытия тары (рис. 2) включает различные приспособления, при помощи которых производится вскрытие деревянной, металлической и мягкой тары. Сю­да относят съемники обручей, гвоздодеры-ножницы (для выдергивания гвоздей и резки упаковочной ленты), гвоз­додеры ударные (для выдергивания гвоздей и шурупов, головки которых не выступают над поверхностью тары),

обыкновенные гвоздодеры, хозяйственные молотки, кле­щи, ключи для вскрытия резьбовых пробок металлических бочек. Для выполнения комплекса операций по вскрытию тары применяют комбинированные инструменты — моло­ток-гвоздодер-ножницы, молоток-топорик-гвоздодер (тома­гавк) и др. Вскрытие тканевых и бумажных мешков произ­водят специальным ножом для вспарывания мягкой тары. Освобожденную из-под товаров тару очищают, сорти­руют по видам, назначению и категориям.

Хранят тару в специально отведенных помеще­ниях или под навесом, защищающим ее от воздействия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков. Распо­лагают тару на деревянных решетках, настилах, подто­варниках. Условия хранения тары различных видов и ти­пов определяются соответствующими стандартами.

Многооборотная тара хранится на предприятиях торговли до накопления отгрузочных партий.  Разовая тара после освобождения из-под товара в большинстве случаев подлежит утилизации.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность покупателя (получателя) возвратить  поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, если иное не установлено договором поставки. Порядок и сроки возврата тары установлены законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором. Прочая тара, а также упаковка товара  подлежат возврату поставщику лишь в случаях, преду­смотренных договором.

Как правило, в договорах предусматривается имущест­венная ответственность покупателя не только за несвое­временный возврат тары, но и за возврат тары более низ­кого, чем при получении, качества. Поэтому на многих предприятиях оптовой торговли и в крупных магазинах создаются ремонтные мастерские, производящие ремонт тары перед ее отправкой поставщикам.

Завершающая операция с тарой на предприятиях опто­вой и розничной торговли — ее вывоз — производится на основании товарно-транспортной накладной.

Предприятия торговли могут возвращать многооборот­ную тару непосредственно поставщикам или сдавать ее на тарные предприятия (склады), основная задача которых — сбор, ремонт, очистка, хранение и возврат тары предприяти­ям-поставщикам.

Тарные склады имеют в своем распоряжении надлежа­ще оборудованные автомобили для централизованного вы­воза тары, а также мастерские, оснащенные современным деревообрабатывающим и другим оборудованием. Органи­зация таких предприятий-складов способствует снижению потерь по таре.