Планирование деятельности предприятий, оказывающих посреднические услуги в области жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания
Планирование своей хозяйственной деятельности в сфере ЖКХ стало наиболее актуальным с вступлением в силу нового жилищного кодекса. Таким образом, планирование на предприятиях оказывающих посреднические услуги в сфере ЖКХ и бытового обслуживания осуществляется, в несколько этапов: 1-й этап — определить рыночный спрос на услуги ЖКХ либо бытовые услуги (прачечные, ателье, ремонты различных видов – авто, бытовой техники и т.п.) , т.е. включаются механизмы маркетинга, системы прогнозирования спроса и предложения услуг на основе принципа доступности и на основе этого прогноза. Какова ситуация во внешней конкурентной среде, на какой спектр услуг есть спрос, каковы ожидания потребителей? Итак, ориентир на потребности рынка и в итоге ¾ определение целей и комплекса задач, которые необходимо решить для достижения этих целей. 2-й этап — провести тщательный анализ номенклатуры предлагаемых предприятием услуг, внести необходимые корректировки в номенклатурный план, определить готовность организации к освоению новых видов услуг. Вновь ориентация на спрос. 3-й этап — принять решения об освоении новых или усовершенствовании старых задач и программ, привести в соответствие с рыночным спросом объем производства и график работы предприятий (возможность потребителем получить усугу в удобное время) , т.е. опять используются данные маркетинга.
В результате планирования на предприятиях оказывающих посреднические услуги в сфере ЖКХ и бытового обслуживания определяются задачи, которые нужно решать для наиболее эффективного функционирования предприятия, ориентированного на сбыт, на потребителя. Несомненна сложность, многовариантность реализации любого этапа планирования. При этом необходимая точность, оптимальность расчетов чаще всего зависят от искусства применения методов алгоритмизации, программного обеспечения и масштабности использования средств компьютерной техники. Хорошо сбалансированный план, к разработке и оценке которого желательно привлекать возможно большее количество компетентных специалистов, дает великолепные результаты немедленно, еще до его внедрения.
Сразу же вырисовываются истинные возможности предприятий ЖКХ и сферы услуг, ее резервы и слабые места, этапы предстоящего пути и сама цель, стратегия коллектива. Обоснованно составленный план является мотивированным стимулом труда коллектива, создает уверенность в сопричастности к достижению целей у большинства работников).
Основная деятельность коллектива направлена на реализацию поставленных задач, и опытные сотрудники, не входящие в высшее звено управления, далеко не всегда рискнут ревизовать стратегическую программу организации, кроме особых, экстремальных ситуаций.
Если центральной задачей планирования в деятельности предприятий ЖКХ и сферы услуг является удовлетворение спроса на предлагаемые предприятием услуги при минимизации издержек, то эта цель может быть достигнута различными способами — в зависимости от стратегии предприятия на плановый период. В тех случаях, когда объем оказываемых услуг стабилен и спрос на перечень услуг имеет небольшую амплитуду колебаний, численность рабочей силы, структура управления и плановые показатели остаются постоянными. При изменении объемов выпускаемой продукции приходится изменять и численность персонала путем организации сверхурочной работы, предоставления отгулов или привлечения субподрядчиков. Такая стратегия характерна для трудоемких процессов, не требующих квалифицированного труда, и при сезонных работах.
В выборе лучшего среди множества альтернативных вариантов надежной основой должна служить компьютерная техника и действующая нормативно-информационная база данных. Не меньшую роль играет и искусство общения, стимулирование коллективного творчества, умение не только говорить, убеждать, но и слушать. Судьба реализации долгосрочного планирования и прогнозирования находится в руках специалистов оперативного управления и контроля, которые осуществляют непрерывную коррекцию и выдают информацию об отклонениях фактического производства от плановых показателей.