Методологические основы коммерческой деятельности

Предмет курса — коммерческие процессы, совершаемые в оптовых и розничных организациях сферы товарного об­ращения.

Объектом изучения курса в узком понимании являются тор­говые, посреднические, сбытовые, маркетинговые организации и структуры, где осуществляются коммерческие процессы.


В более широком смысле к объекту изучения курса сле­дует отнести коммерческую сторону всего процесса движе­ния товаров от производителей до потребителей.

Основные принципы или совокупность приемов иссле­дования, применяемых в данной дисциплине (курсе), пред­ставляют собой методологию научной дисциплины.

Методологический арсенал курса "Коммерческая дея­тельность" включает как общенаучные, так и специальные методы познания (исследования).

Одним из основных общенаучных методов познания яв­ляется метод диалектического материализма, предпола­гающий изучение, исследование категорий (понятий) от про­стейших к более сложным. Метод диалектического ма­териализма базируется на историческом развитии явлений и процессов, выделяя тенденцию их непрерывного совер­шенствования, усложнения, развития. Так, в учебнике спе­циальный параграф посвящен истории возникновения и раз­вития коммерческой деятельности в России, отдельные темы курса рассматриваются в аспекте их исторического разви­тия, усложнения, усовершенствования.

К общенаучным методам исследования в курсе следует отнести методы наблюдения, эксперимента, сравнения, ана­логии и др.

Специальные методы исследования включают анкетные опросы покупателей, экспертные оценки, экономико-мате­матические расчеты, обеспечивающие определение эконо­мической эффективности коммерческой деятельности.

Структура курса "Коммерческая деятельность" предус­матривает строгую последовательность и логику изложения тем начиная с характеристики сущности и содержания ком­мерческой работы, психологии и этики коммерции.

Логическим завершением структуры курса является тема, посвященная организации коммерческой деятельности на от­дельно взятом предприятии (планирование работы коммер­ческого предприятия, финансы предприятия, показатели эффективности коммерческой деятельности).

Такая последовательность изложения тем курса позво­ляет вооружить студентов методически систематизированным объемом необходимых знаний в области коммерции для ус­пешного осуществления профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики. Однако в этой профессии ис­пользуют знания и многих других научных дисциплин: мар­кетинга, менеджмента, товароведения, психологии, эконо­мики, математики, коммуникации и т. д.

Маркетинг изучает организацию процесса сбыта товаров, продвижения новых товаров к потребителю, вырабатывает стратегию рекламы этих изделий. В основе маркетинговых методов стимулирования продажи (сбыта) лежит деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его. Глав­ное средство для реализации этих задач маркетинга — рек­лама. В курсе маркетинга рассматриваются формы коммуни­кации, которые стараются перевести качество товаров и ус­луг, а также идеи на язык запросов и нужд потребителя.

Знание указанных вопросов необходимо для успешного ведения коммерческой деятельности.

В то же время курс коммерции нельзя методически рас­сматривать и механически включать в курс маркетинга как составную его часть. Технология коммерческой деятельности появилась значительно раньше маркетинга, имеет свой чет­ко очерченный предмет изучения, свои способы и методы выполнения коммерческих процессов. Однако коммерция как самостоятельная научная дисциплина имеет тесные межпред­метные связи с курсом маркетинга, выступая как форма сти­мулирования потребностей и нужд различных сегментов рынка.

Коммерческая деятельность тесно связана с курсом то­вароведения продовольственных и непродовольственных то­варов. Товароведные знания о потребительских качествах товаров позволяют оптимизировать коммерческий процесс, обеспечивать наиболее точный и полный выбор товаров с не­обходимыми характеристиками, подчеркнуть их потре­бительские достоинства и преимущества. Товар — объект

коммерческой деятельности, поэтому глубокие знания в об­ласти товароведения являются обязательными для подготовки высококвалифицированного коммерсанта.

Знание методов экономического анализа из курса эко­номики предприятия необходимо при расчетах экономичес­кой эффективности коммерческой работы. Эти расчеты ос­новываются на методике анализа динамики товарооборота торгового предприятия, расходов, прибыли, товарооборачи-ваемости и других показателей эффективности.

Коммерческая деятельность тесно связана и с искусст­вом управления персоналом торгового предприятия, т. е. с менеджментом и психологией делового общения.

Таким образом, курс "Коммерческая деятельность" име­ет тесные межпредметные связи со многими смежными дис­циплинами, знания которых позволяют обеспечить подготовку коммерсанта высшей квалификации.

Курс коммерческой деятельности основной задачей ста­вит выявление закономерностей и тенденций развития со­временного торгового дела в сложных условиях рыночной экономики, с тем чтобы творчески использовать эти законо­мерности и тенденции для эффективного выполнения тор­говых процессов в сфере товарного обращения.