Принципы совмещения профессий и организации многостаночного обслуживания

Совмещение профессий – явление, обусловленное на поточных линиях необходимостью более полной загрузки операторов в течение смены. Такая необходимость возникает чаще всего на прямоточных линиях, где время занятости отдельных рабочих мест в течение смены невелико. Порядок совмещения операций определяется при разработке стандарт-плана работы линии. При совмещении операций, выполняемых операторами различных профессий, возникает задача совмещения профессий. При ее решении учитывается:

технологическое сходство совмещаемых профессий (токарь-расточник, фрезеровщик-строгальщик и т. п.);

идентичный уровень квалификации;

возможность рациональной организации труда и отдыха, и др.

Условием применения многостаночного обслуживания на операциях, где параллельно используется несколько единиц оборудования, является превышение длительности части операции, выполняемой без участия оператора (автоматически - tавт ), над длительностью части операции, выполняемой с участием оператора (время занятости – tзан ):

                                    tавт  ›  tзан .

Зона многостаночного обслуживания сми  (количество одновременно обслуживаемых станков) определяется:

Принципы совмещения профессий и организации многостаночного обслуживания

где квадратные скобки символизируют операцию  отбрасывания дроби (т. е. округление до целого в меньшую сторону).

Порядок построения графика работы при многостаночном обслуживании приведен на рис. 5.

Принципы совмещения профессий и организации многостаночного обслуживания

Рис.5. График многостаночного обслуживания