Определение конкурентов по Портеру
Чтобы опередить своих конкурентов, необходимо, по М.Портеру, ориентироваться на одну из трех стратегий:
1. Лидерство в области затрат предполагает,что все действия и решения предприятия должны быть направлены на сокращение затрат, прочим характеристикам (качество, сервис) уделяется меньше внимания.
Необходимые предпосылки:
· большая доля рынка или другие существенные преимущества (например, доступ к дешевому сырью);
· строительство производственных сооружений эффективной величины;
· строжайший контроль расходов;
· использование возможностей затрат, например отказ от прямой поставки мелким клиентам, снижение расходов на исследования, сервис, рекламу.
Преимущества:
· предприятия с наименьшими затратами получают прибыль даже в том случае, когда другие конкуренты в результате сильной борьбы попали в зону убытка;
· имеют преимущества по отношению к поставщикам, так как повышение цен меньше всего задевает лидера;
· низкие затраты создают высокие входные барьеры на рынках;
при появлении продуктов-заменителей лидер по затратам имеет большую свободу действий, чем его конкуренты.
Недостатки:
· принципиальные технологические изменения могут обесценить прежние инвестиции;
· конкуренты могут перенять методы снижения затрат;
· концентрация на затратах ведет к неспособности своевременно распознать изменения требований рынка;
· непредсказуемые повышения затрат, например стоимости сырья и энергии, могут привести к уменьшению разрыва в ценах по сравнению с конкурентами, так что преимущества дифференцирования не смогут быть более уравновешены.