Функции миссии
· согласование программ и координация работ;
· объединение представлений участников организации о том, зачем она нужна и что должна делать, сонаправление их действий;
· создание устойчивого позитивного имиджа организации;
· облегчение процесса планирования.
Перечисленное - лишь верхняя часть айсберга. Четкое понимание миссии имеет такое огромное значение, что влияет и на дальнейшее развитие организации, и на само ее выживание. Последнее можно прокомментировать, например, таким простым фактом, что все зарубежные, а теперь и крупные российские спонсоры требуют в заявках на благотворительное финансирование, указания миссии организации. Спонсор должен знать, зачем вы созданы и к чему стремитесь. Иначе ему трудно будет принять решение о выделении вам денег.
Формулируя миссию вашей организации, постарайтесь ответить на шесть основных вопросов:
· Какого главного результата ваша организация хочет достичь благодаря своим усилиям?
· Как организация хочет добиться результата? Что она будет делать?
· Кто является клиентами организации, получателями ее услуг, кому, проще говоря, она помогает? При этом, не надо зацикливаться на людях, получателями ваших товаров или услуг косвенно может быть общество в целом.
· На какой территории вы будете работать?
· Как вы предполагаете финансировать ваши программы?
· Каковы ваши ценности, во что вы верите?
Предпочтительным является сочетание короткого лозунга, определяющего основное направление действий фирмы, с хорошо проработанным текстом миссии, включающим следующие пункты:
1. Описание продуктов и/или услуг, предлагаемых организацией.
2. Характеристику рынка — организация определяет своих основных потребителей, клиентов, пользователей.
3. Цели организации, выраженные в терминах выживания, роста, доходности.
4. Характеристику технологии: дается характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии.
5. Философию деятельности: здесь должны быть выражены базовые взгляды и ценности организации, служащие основой для создания системы мотивации.
6. Внутреннюю концепцию, в рамках которой организация излагает собственное мнение о себе, указывая источники силы, основные слабости, степень конкурентоспособности, фактор выживания.
7. Внешний образ компании, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность компании перед партнерами, потребителями, обществом в целом. Здесь фирма определяет впечатление, которое хочет произвести на внешний мир.
Содержательные пункты обычно отражаются в положении о миссии, их последовательность и сочетание могут быть различными в зависимости от решения конкретной фирмы.