Источники информации о среде организации
Для решения проблемы определения критических точек многие фирмы и предприятия разрабатывают информационную систему планирования.
информационная система планирования - постоянно действующая система коммуникационных процессов, технических средств и методических приемов, предназначенных для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения информации, используемой при планировании.
Система информации состоит из четырех вспомогательных систем: системы внутренней отчетности, системы сбора текущей внешней информации, системы исследований среды и системы анализа информации.
Система внутренней отчетности имеется у любого предприятия и отражает следующие показатели: сбыт, издержки на производство и реализацию продукции, объемы материально-производственных запасов, движение денежной наличности, данные о дебиторской и кредиторской задолженности.
Система сбора внешней текущей информации обеспечивает менеджеров информацией о внешней среде, позволяя определить критические точки.
Обычно используют следующие источники информации:
1. Печатные издания, документы:
· газеты, журналы; экономическую и техническую литературу;
· рекламу конкурентов; отчеты конкурентов;
· документы профессиональных ассоциаций;
· различные специальные издания.
2. Коммуникационные процессы:
· беседы с клиентами, поставщиками, дистрибьюторами;
· беседы с торговыми агентами;
· беседы с бывшими и нынешними служащими конкурирующих фирм и предприятий, их дилерами, дистрибьюторами, поставщиками, агентами;
· коммуникации с сотрудниками самого предприятия.
3. Специфические приемы:
· приобретение товаров конкурентов;
· посещение специализированных выставок;
· посещение “дней открытых дверей” конкурентов;
· посещение собраний акционеров конкурентов.
4. Продукцию специализированных фирм-поставщиков внешней текущей информации;
Система анализа информации является еще одной подсистемой информационной системы.
Анализ информации - извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов, влияющих на принятия плановых решений.
Оценка информации является заключительным этапом анализа организационной среды. Итоги оценки используются в качестве основы для стратегического анализа и определения возможных вариантов стратегии. Основной целью оценки информации является выяснение отрицательных и положительных воздействий среды на будущую деятельность фирмы. В процессе оценки фокус перемещается от понимания среды к пониманию того, что данное состояние среды может значить для организации.
Анализ информации производится на основе статистических методов и методов принятия решений.
Статистические методы анализа данных классифицируются следующим образом:
1. одно- и многофакторные (количество одновременно анализируемых переменных);
2. описательные и индуктивные методы (цель анализа);
3. методы анализа зависимостей и методы анализа взаимосвязей (в зависимости от того, делятся ли переменные на зависимые или независимые).
К методам анализа зависимостей и взаимосвязей относятся: регрессионный анализ, вариационный анализ, дискриминантный анализ, факторный анализ, кластерный анализ и др.