Характерные черты
Стратегическому планированию присущи следующие характерные черты:
- устремленность в среднесрочную и дальнесрочную перспективы (на период более одного года);
- ориентация на решение ключевых, определяющих для рассматриваемой системы целей, от достижения которых зависит ее выживание, социально-экономический прогресс;
- органическая увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения, причем как наличных, так и тех, которые будут созданы в планируемой перспективе;
- учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него позитивное или негативное влияние, и разработка мероприятий, в максимальной степени ослабляющих их негативное влияние либо нейтрализующих их действие, либо использующих позитивное влияние этих факторов для успешного решения стратегических задач;
- адаптивный характер, т.е. способность предвидеть изменения внешней и внутренней сред планируемого объекта и приспособить к ним его функционирование[40].
Стратегическое планирование, рассматриваемое как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, обладает своим содержанием, охватывающим как саму его сущность, так и его проявление и включает процедуру разработки стратегических прогнозов, проектов стратегических программ и планов.
Стратегические планы призваны помочь коммерческим организациям проявить хозяйственную самостоятельность и инициативу, обеспечивая их направленность в русло общенациональных интересов; в-третьих, в повышении научной обоснованности проектов стратегических планов, которые должны стать действенным инструментом регулирования социально-экономических процессов, происходящих в обществе; в-четвертых, во всемерной демократизации процесса планирования.
Все хозяйствующие субъекты, субъекты РФ должны заблаговременно получать информацию о замыслах Правительства в социально-экономической сфере, о намечаемых стратегических программах с тем, чтобы суметь вовремя заявить о своих намерениях участвовать в тех из них, которые их заинтересовали.
Насущные потребности общества, его отдельных подсистем, а также всех хозяйствующих субъектов обуславливают необходимость разработки целой системы проектов планов, отражающих особенности рыночной экономики. Эта система планов включает в себя планы стратегические и тактические. По функциональному признаку все проекты планов делятся на производственные (выпуска продукции, капитального строительства, развития транспорта и т.д.), планы снабжения и сбыта, повышения уровня жизни народа, планы финансовые и кредитные и т.д.
В зависимости от уровня иерархии в системе национальной экономики различают планы хозяйствующих субъектов, их ассоциаций, субъектов федерации, национальной экономики в целом.
Разработка стратегических, долгосрочных и среднесрочных планов позволяет рационально сочетать решение перспективных и текущих задач соответствующих субъектов управления, подчинять с помощью прямых и косвенных инструментов воздействия интересы всех управляемых субъектов интересам страны.
Исследование возможностей повышения эффективности деятельности предприятия, фирмы требует охвата всей ее деятельности, связанной с производством и продажей продукции. В широком смысле эта работа включает в себя такие виды деятельности фирмы, как организация стимулирования сбыта, реклама и исследование рынка. Устойчивость функционирования перечисленных элементов экономической системы определяется их объединением в рамках маркетинга.
Стратегическое и долгосрочное планирование процессы далеко неоднозначные. Стратегия — это не функция времени, а функция направления. Стратегическое планирование не просто сосредоточено на данном отрезке времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития фирмы.
Ответственность за разработку стратегии фирмы несет прежде всего ее руководство, поскольку стратегическое планирование требует высокого профессионализма, масштабности охвата действий. Плановая команда менеджеров обеспечивает стратегическое планирование аналитическим подходом к принятию решений, нацеливая их на будущее фирмы.
Стратегическое планирование предусматривает разработку прежде всего глобальных целей развития предприятия в отдаленной перспективе с учетом неконтролируемых факторов внешней среды: политических событий, инфляции, безработицы, нарушений торгового баланса, изменений кредитных ставок и т.п. На этой стадии устанавливают главные цели и важнейшие результаты деятельности предприятия при условии сохранения действующей политики. Затем их сравнивают с результатами, которые должны быть получены при достижении уровня установленных целей развития и выявляют резервы. Вырабатывают стратегические решения, позволяющие реализовать эти резервы с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатывают также новые возможности предприятия, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых производств или приобретения оборудования, смена профиля предприятия или радикальное изменение технологии.