Основы стратегического планирования
Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Военное происхождение этого термина не случайно, ведь именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.
На данном этапе развития экономики России стратегическое планирование находится на стадии становления. При этом многие отечественные и зарубежные ученые и аналитики считают, что в настоящее время именно отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям на каждом шагу.
Стратегическое планирование призвано обеспечить предприятию выживание в долгосрочной перспективе, при этом под выживанием понимается успешное решение поставленных задач.
Эффективная стратегия предприятия должна быть основана на:
- правильно выбранных долгосрочных целях;
- оценке собственных ресурсов и возможностей предприятия;
- анализе внешней среды предприятия с целью определения основных возможностей и угроз.
Стратегическое планирование позволяет ответить на три важных вопроса:
- в каком положении предприятие находится в настоящее время?
- в каком положении оно хотело бы находиться через 5-10 лет?
- как достигнуть желаемого положения?
Различные предприятия решают эти задачи по - разному, в зависимости от их внутренних возможностей. Выбор стратегии отражает выбор средств, с помощью которых поставленные перед предприятием задачи будут решены.
И. Ансофф выделяет несколько отличительных особенностей стратегии [30]:
1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
3. Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
4. В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
5. При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.
Единой стратегии для всех предприятий нет, так как каждое из них уникально. В то же время ведущими теоретиками и специалистами в области стратегического управления разработаны основные типы стратегий бизнеса, выбор которых зависит от множества внутренних и внешних факторов. Стратегия развития предприятия должна быть направлена на наращивание его внутреннего потенциала и эффективное взаимодействие с внешней средой.
В последнее время в России возрастает интерес к стратегическому управлению, что обусловлено следующими причинами:
1. Макроэкономические итоги 1999-2002 гг. свидетельствуют об экономическом росте. Т.е. создаются условия не только для принятия срочных тактических решений, но и для долгосрочного планирования.
2. Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды предприятий, связанные с такими факторами, как глобализация, развитие конкуренции и информационных технологий, требуют от руководителей предвидеть будущее, принимать решения, направленные на сохранение конкурентоспособности предприятия и его устойчивое развитие в долгосрочной перспективе.
3. В настоящее время крепнет понимание того, что эффективность и устойчивость национальной экономики зависят от экономической устойчивости и развития предприятий. Развитие экономики страны неотделимо от процесса реформирования и повышения эффективности деятельности предприятий. В то же время развитие предприятия невозможно без четко определенной стратегии, ведь еще древние говорили: “Когда не знаешь, к какой пристани держишь путь, ни один ветер не будет попутным”.Актуальность формирования стратегии развития для предприятий строительного комплекса обусловлена еще и тем, что именно строительство участвует в создании таких важных составляющих национального богатства, как основные фонды, а также в формировании характеристик социально-экономического развития страны: внутренний валовой продукт, обеспеченность населения жилой площадью, занятость, размер капитальных вложений и т.д.
В отличие от командно-административной системы, существовавшей при социалистической экономике, когда информацию по основным плановым показателям и нормативам предприятие получало сверху, в условиях рыночной экономики предприятие должно самостоятельно определять и анализировать параметры внешней и внутренней среды, устанавливать цены на продукцию и т.д.