Среднесрочное и краткосрочное планирование

          Средне - и краткосрочное планирование относятся к тактическому планированию деятельности предприятия.

          Выделяют три аспекта отличия между стратегическим и тактическим планированием:

               1. Временной. Стратегическое планирование связано с решениями, последствия которых будут отмечаться на протяжении длительного периода и которые трудно исправить. Тактические планы конкретизируют и дополняют стратегический на более коротких временных отрезках.

               2. По охвату сфер влияния. Стратегическое планирование осуществляет широкое и глубокое воздействие на всю деятельность предприятия. Тактическое планирование является узконаправленным.

              3. По содержанию. Стратегические планы определяют миссию и подчиненные ей цели предприятия, а также принципиально важные способы их достижения. Тактические планы определяют совокупность практических мер, необходимых для осуществления намеченных целей.

         В практике хозяйствования выделяют определенную совокупность основных разделов тактических планов предприятия:

               1. Маркетинговая деятельность: планы маркетинга для основных видов продукции и интегрированный план для всей продукции, производимой на предприятии.

               2. Производственная деятельность: выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении, обоснование производственной программы предприятия.

               3. Научно-исследовательские, конструкторско-технологические и опытно-промышленные работы: мероприятия по созданию и освоению новых видов продукции, внедрению новых технологий.

               4. Труд, кадры, социальное развитие коллектива: рост производительности труда, численность персонала, фонд заработной платы, мероприятия по улучшению условий труда и быта работников, социально-культурному развитию.

               5. Капиталовложения и капитальное строительство.

               6. Материально-техническое обеспечение: потребности в материально-технических ресурсах и источники покрытия этих потребностей.

               7. Организация производства: мероприятия по совершенствованию форм и методов организации производства, труда и управления, структурная реорганизация предприятия.

               8. Природоохранная деятельность: комплекс мероприятий по охране и рациональному использованию водных, минеральных ресурсов, земли и воздуха.

              9. Внешнеэкономическая деятельность: натуральные и стоимостные показатели экспортно-импортных операций.

               10. Расходы, прибыль, рентабельность: себестоимость основных видов продукции, валовой, товарной и реализованной продукции; смета затрат по разным направлениям деятельности, прибыль и рентабельность по видам деятельности и в целом по предприятию.

               11. Финансовый план.