Стратегическое (долгосрочное) планирование
Стратегия - это генеральная комплексная программа действий, которая определяет приоритетные для предприятия проблемы, его миссию, главные цели и распределение ресурсов для их достижения. Она формулирует цели и способы их достижения так, чтобы указать предприятию определенное, объединяющее все его подразделения, направление развития.
Основную цель предприятия обычно называют миссией. Выбор миссии предприятия осуществляется с учетом факторов внешней среды, Исходя из общей миссии предприятия формулируют другие стратегические цели.
Реальность и эффективность стратегии предприятия будет обеспечена, если стратегические цели будут:
- конкретными;
- измеримыми;
- четко ориентированными во времени (когда и какую цель необходимо достигнуть);
- достижимыми;
- сбалансированными;
- ресурсно обеспеченными;
- однонаправленными;
- взаимно поддерживающими.
Устанавливают цели по каждому направлению деятельности предприятия.
Базовая стратегия, как генеральное направление, является стержнем стратегического плана предприятия. В соответствии с циклом развития предприятия можно выбрать одну из следующих базовых стратегий:
· стратегия роста (наступательная). Отражает намерение предприятия увеличивать объемы продаж; прибыли; капиталовложений:
· стратегия стабилизации (наступательно-оборонительная);
· стратегия выживания (оборонительная).
В рамках соответствующей базовой стратегии можно выбрать один из альтернативных вариантов действия.
Реализация базовой и альтернативных стратегий обеспечивается последующей их конкретизацией и разработкой функциональных и ресурсных субстратегий.
К функциональным стратегиям (субстратегиям) относят:
ü стратегию научно-исследовательских и опытно-промышленных работ;
ü производственную стратегию;
ü маркетинговую стратегию.
В группу стратегий ресурсного обеспечения включают:
- стратегию кадров и социального развития;
- стратегию технического развития;
- стратегию материально-технического обеспечения;
- финансовую стратегию;
- организационную стратегию;
- инвестиционную стратегию.
Каждая субстратегия содержит:
1) цели, условия и основные направления деятельности той или иной сфере, конечные результаты по функциональным стратегиям, влияние на эти результаты, которое обеспечивает внедрение ресурсных стратегий;
2) порядок и последовательность в пространстве и во времени решения качественных и количественных заданий долгосрочных планов; совокупность мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели.