Стратегическое (долгосрочное) планирование

          Стратегия - это генеральная комплексная программа действий, которая определяет приоритетные для предприятия проблемы, его миссию, главные цели и распределение ресурсов для их достижения. Она формулирует цели и способы их достижения так, чтобы указать предприятию определенное, объединяющее все его подразделения, направление развития.

          Основную цель предприятия обычно называют миссией. Выбор миссии предприятия осуществляется с учетом факторов внешней среды, Исходя из общей миссии предприятия формулируют другие стратегические цели.

          Реальность и эффективность стратегии предприятия будет обеспечена, если стратегические цели будут:

               - конкретными;

               - измеримыми;

               - четко ориентированными во времени (когда и какую цель необходимо достигнуть);

               - достижимыми;

               - сбалансированными;

               - ресурсно обеспеченными;

               - однонаправленными;

               - взаимно поддерживающими.

          Устанавливают цели по каждому направлению деятельности предприятия.

          Базовая стратегия, как генеральное направление, является стержнем стратегического плана предприятия. В соответствии с циклом развития предприятия можно выбрать одну из следующих базовых стратегий:

               · стратегия роста (наступательная). Отражает намерение предприятия увеличивать объемы продаж; прибыли; капиталовложений:

               · стратегия стабилизации (наступательно-оборонительная);

               · стратегия выживания (оборонительная).

          В рамках соответствующей базовой стратегии можно выбрать один из альтернативных вариантов действия.

          Реализация базовой и альтернативных стратегий обеспечивается последующей их конкретизацией и разработкой функциональных и ресурсных субстратегий.

          К функциональным стратегиям (субстратегиям) относят:

               ü стратегию научно-исследовательских и опытно-промышленных работ;

               ü производственную стратегию;

               ü маркетинговую стратегию.

         В группу стратегий ресурсного обеспечения включают:

               - стратегию кадров и социального развития;

               - стратегию технического развития;

               - стратегию материально-технического обеспечения;

               - финансовую стратегию;

               - организационную стратегию;

               - инвестиционную стратегию.

          Каждая субстратегия содержит:

               1) цели, условия и основные направления деятельности той или иной сфере, конечные результаты по функциональным стратегиям, влияние на эти результаты, которое обеспечивает внедрение ресурсных стратегий;

               2) порядок и последовательность в пространстве и во времени решения качественных и количественных заданий долгосрочных планов; совокупность мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели.