Планирование как функция управления на металлургическом предприятии

          Важнейшей функцией управления металлургическим предприятием является планирование его деятельности.

          Планирование – это процесс разработки планов, программ и проектов на основе использования экономических законов с целью воздействия на коллектив людей в направлении достижения поставленных целей и реализации экономической стратегии предприятия.

          Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение функций предприятия: хозяйственной, социальной, экономической. Предметом планирования выступают ресурсы предприятия. Планирование ресурсов предусматривает установление уровней расхода, направления и сроки использования, режим потребления и т. д.

         Спланировать деятельность предприятия - это значит определить основные направления и пропорции развития производства с учетом имеющихся материальных и трудовых ресурсов на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов товаров и сроков их выпуска.

          Существуют два подхода к пониманию сущности планирования: широкий и узкий.

          В широком понимании планирование состоит в принятии комплекса решений, относящихся к будущим событиям. Такие решения могут быть связаны с постановкой целей и задач развития предприятия, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов поведения предприятия в предстоящем периоде. В узком понимании планирование сводится к составлению специальных документов - планов, определяющих конкретные действия предприятия по осуществлению принятых решений.

          Главной целью планирования является обеспечение эффективного функционирования и развития предприятия. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

               · предвидение вероятных рыночных тенденций и соответствующая им корректировка производственной программы предприятия;

               · исследование требований потребителей и формирование программы, ориентированной на их запросы;

               · обеспечение выпуска продукции более высокого качества;

               · непрерывное повышение эффективности производства на основе дальнёйшей специализации и кооперирования;

               · выявление и мобилизация внутренних ресурсов производства;

               · применение наиболее экономичных технологий и оборудования;

               · согласование действий с поставщиками, потребителями, посредниками предприятия и направленность этих действий на достижение взаимовыгодных результатов.

          Применение планирования создаёт важные преимущества:

               1 – улучшается координация деятельности подразделений и служб предприятия;

               2 – более рационально распределяются и используются все виды ресурсов;

               3 – улучшается контроль на предприятии;

               4 – осуществляется подготовка к использованию будущих благоприятных условий;

               5 – выявляются возникающие проблемы.

          В современных условиях хозяйствования роль планирования возрастает вследствие влияния таких факторов, как:

               - увеличение размеров предприятия и усложнения форм его деятельности;

               - подвижность внешней среды;

               - новый стиль руководства персоналом;

               - усиление центробежных сил.

          Возможности планирования ограничены рядом объективных и субъективных причин, таких как:

               а) неопределённость рыночной среды;

               б) издержки планирования;

               в) масштабы деятельности предприятия;

               г) необходимость сочетать формальное планирование с другими формами принятия решений;

               д) специфика отечественного рынка.

          Планирование предусматривает:

               1 – выработку и постановку целей и задач предприятия с отражением их в плановых заданиях;

               2 – определение путей и средств реализации планов для достижения поставленных целей;

               3 – обоснованное предвидение возможных изменений социально-экономической ситуации;

               4 - обоснованное предвидение возможных изменений научно-технической ситуации;

               5 –прогнозирование внутренних и внешних экономических связей.

          Основные задачи планирования деятельности предприятия состоят в следующем:

               а) обеспечить финансовую устойчивость предприятия;

               б) обеспечить рентабельность капитала более высокую чем у конкурентов;

               в) увеличить объём продаж и долю на рынке за счёт высококонкурентной продукции, работ, услуг;

               г) создать новые рабочие места для обеспечения социальной стабильности в стране;

               д) создание престижа государства в мировом сообществе.

          Предприятие имеет иерархию планирования. Планирование деятельности  предприятия может быть систематизировано в зависимости от ряда факторов.