Организация и планирование ремонтного хозяйства

          Основная задача ремонтного хозяйства – обеспечение бесперебойной и высокоэффективной работы оборудования при минимальных затратах на его ремонт. Достижение этого предусматривает решение ряда задач, в том числе:

               · монтаж приобретённого или изготовленного на самом предприятии оборудования;

               · осуществление технического обслуживания и всех видов ремонта оборудования;

               · модернизацию оборудования;

               · изготовление запасных частей и узлов (в том числе для модернизации оборудования);

               · хранение запасных частей и смазочных материалов;

               · планирование всех видов работ по обслуживанию и ремонту оборудования;

               · разработку мероприятий по повышению эффективности деятельности ремонтного хозяйства предприятия.

          В общем случае в состав ремонтного хозяйства входят:

               ± отдел главного механика (ОГМ);

               ± ремонтные цехи, находящиеся в ведении главного механика предприятия (ремонтно-механический, ремонта металлургического оборудования, ремонтно-монтажный, ремонтно-котельный, ремонта кранового оборудования, аглоремонтный, металлоконструкций, инструментальный, модельный, кузнечно-прессовый, литейный, антикоррозионных покрытий);

               ± склады оборудования и запасных частей;

               ± склады смазочно-обтирочных материалов;

               ± ремонтные и механослужбы, склады основных и вспомогательных цехов;

               ± ремонтные службы железнодорожного цеха;

               ± находящиеся в ведении главного энергетика предприятия электроремонтный цех (ЭРЦ), ремонтные службы цеха сетей и подстанций (ЦСП), цех КИП и автоматики и электротехническая лаборатория (ЭТЛ);

               ± отдельные ремонтно-строительные цехи, находящиеся в ведении заместителя директора по капитальному строительству либо главного механика предприятия.

          Общее руководство деятельностью ремонтного хозяйства осуществляет главных механик предприятия, в подчинении которого имеется отдел главного механика (ОГМ).

          Главному механику административно подчиняются начальники ремонтных цехов (линейная связь) и оперативно (техническое подчинение) механики основных и вспомогательных цехов (функциональная связь).

          Выполнение ремонтных работ на металлургических предприятиях может быть организована по трём системам:

               - централизованной;

               - децентрализованной;

               - смешанной.

          При централизованной системе все виды ремонта и некоторые работы по техническому обслуживанию, изготовление запасных частей производится силами, находящимися в ведении главного механика. Все ремонтно-технические средства и ремонтный персонал сосредоточены в одном центре и подчиняются главному механику. Централизованная система выполнения ремонтных работ характеризуется:

               - высокой степенью технической оснащённости ремонтных работ;

               - высоким уровнем квалификации ремонтного персонала;

               - малыми сроками ремонта;

               - высокой стоимостью.

         При децентрализованной системе все ремонтные работы, в том числе межремонтное обслуживание, осуществляются силами цеховой ремонтной базы, персонал которой подчинён начальнику производственного цеха. За службой главного механика сохраняется лишь функциональное руководство, обеспечение запасными частями, изготовление запасных частей по заказам цехов. При такой системе трудно осуществлять единую техническую политику в области ремонта, затруднены его планирование, учёт и контроль. При выполнении ремонтов имеет место недостаточная техническая оснащённость и невозможность осуществлять ремонты большими силами.

          При смешанной системе техническое обслуживание и малый ремонт осуществляются ремонтным персоналом производственных цехов, а средний и капитальный ремонты – персоналом, непосредственно подчинённым главному механику или подрядными организациями.

          В теории и практике известны две системы планирования и проведения ремонтных работ:

               1) ремонт по потребности (аварийный ремонт). Предусматривает устранение уже возникших неисправностей и поломок оборудования.

               2) планово-предупредительный ремонт (ППР).

          Основные принципы системы ППР:

               - плановость;

               - предупредительность.

          Принцип плановости предполагает, что техническое обслуживание и ремонтные работы осуществляются по специальному графику с заданными объёмами работ и в определённые сроки. Принцип предупредительности заключается в том, что после отработки каждым элементом установленного для него определённого времени выполняется техническое обслуживание и ремонтные работы независимо от физического состояния и степени износа.

          На металлургических предприятиях внедрена система ППР, включающая техническое обслуживание (технический осмотр) и ремонты - система ТОиР.