Грузовой поток
Грузовым потоком называется количество грузов, перемещаемых за определённый период времени между отдельными пунктами погрузки и выгрузки.
Грузовые потоки измеряют в тоннах (т) перемещаемого груза.
Величины грузооборота и грузопотока являются основанием для определения величины необходимого количества транспортных средств, объёма погрузочно-разгрузочных работ и позволяют установить загрузку отдельных узлов, станций и путей.
Необходимое количество транспортных средств определяют, исходя из следующих основных факторов:
1 – грузопотока по отдельным видам транспорта;
2 – грузопотока по категориям перевозимых грузов;
3 – грузоподъёмности транспортной единицы;
4 – коэффициента использования;
5 – времени одного оборота или количества рейсов транспорта в рабочий период.
Необходимое количество транспортных единиц определённого вида может быть определено из выражения:
Nтр = = , (2)
где Qг.п. – величина грузового потока для данного вида транспорта и груза;
qтр – фактическая грузоподъёмность транспортной единицы с учётом коэффициента использования;
b – количество рейсов в рабочий период;
Т – общий фонд времени работы транспорта в сутки;
t – продолжительность одного рейса, зависящая от расстояния перевозок и от скорости движения с грузом и порожняком.
При определении фактической величины грузоподъёмности транспортной единицы учитывают номинальную (теоретическую) грузоподъёмность (например, по паспортным данным) и коэффициент использования транспортных средств, зависящий от рода грузов и способов их укладки.
Вычисленное по формуле (2) количество транспортных средств должно быть увеличено на число единиц, находящихся в резерве и в ремонте.
В общем комплексе транспортных работ на металлургических предприятиях погрузочно-разгрузочные работы занимают большую долю. Продолжительность погрузочно-разгрузочных работ зависит от ряда факторов:
1) рода груза;
2) состояния груза (смёрзшаяся или сухая руда и др.);
3) степени механизации погрузочно-разгрузочных работ;
4) способа разгрузки;
5) численного состава грузчиков;
6) квалификационного состава грузчиков и др.
Планирование перевозок основывается на производственной программе предприятия и разделяется на планирование внешних и межцеховых перевозок с указанием их вида (железнодорожные, автомобильные и д.).
Внешний грузооборот планируют в соответствии с планом материально-технического обеспечения и планом реализации продукции, полуфабрикатов и отходов.
Отдельно составляют план на межцеховые перевозки в пределах территории предприятия, включающий данные: наименование груза; пункт отправления; пункт назначения; расстояние; объём перевозок и сроки перевозок. На основании запланированного грузооборота определяют потребность в транспортных средствах для межцеховых перевозок.
Оперативное планирование в разрезе суток и смен осуществляют в соответствии с месячным планом и оформляют в виде сменно-суточного графика, который является основным документом для диспетчерского руководства перевозками. В графике указывают регламент подачи и отправления транспортных средств.
Оперативное руководство перевозками осуществляется обычно в централизованном порядке через диспетчеров транспортных цехов.
Руководство и планирование внутрицеховых перевозок в основных цехах осуществляют цеховые диспетчеры в соответствии со спецификой технологических процессов.
Внутрицеховой транспорт полностью подчинён начальнику цеха.
С целью выявления резервов роста производительности труда и снижения издержек транспортного хозяйства проводится анализ его работы.
Степень использования транспортных средств зависит от следующих факторов:
1) технического состояния транспортных средств;
2) технического состояния внутризаводских путей;
3) организации ремонта транспортных средств;
4) организация работы складского хозяйства (ликвидация излишнего простоя транспортных средств);
5) квалификация эксплуатационного персонала;
6) интенсивности погрузочно-разгрузочных работ;
7) Согласованности между цехами в использовании средств транспорта.
Степень использования транспортных средств характеризуется следующими показателями:
· коэффициентом технической готовности (отношение количества исправных единиц транспорта к общему их количеству);
· коэффициентом выпуска на линию ( отношение количества транспортных средств данного вида, направленных на линию, к их общему количеству);
· коэффициентом использования рабочего времени транспортных средств (отношение фактического количества машино0часов в наряде к плановому количеству машино-часов за тот же период);
· коэффициентом использования пробега (отношение пробега машин с грузом к общему их пробегу);
· коэффициентом использования грузоподъёмности (отношение фактического объёма грузооборота в т×км к возможному количеству т×км при полном использовании грузоподъёмности).
Осуществление мероприятий, обеспечивающих повышение указанных коэффициентов, уменьшает потребность в транспортных средствах при возрастающем грузообороте.
Совершенствование организации транспортного хозяйства на металлургических предприятиях связано с качественным совершенствованием транспортных средств, с улучшением транспортных магистралей, правильным размещением стоянок и баз, рационализацией маршрутов перевозок.