Грузовой поток

          Грузовым потоком называется количество грузов, перемещаемых за определённый период времени между отдельными пунктами погрузки и выгрузки.

          Грузовые потоки измеряют в тоннах (т) перемещаемого груза.

          Величины грузооборота и грузопотока являются основанием для определения величины необходимого количества транспортных средств, объёма погрузочно-разгрузочных работ и позволяют установить загрузку отдельных узлов, станций и путей.

          Необходимое количество транспортных средств определяют, исходя из следующих основных факторов:

               1 – грузопотока по отдельным видам транспорта;

               2 – грузопотока по категориям перевозимых грузов;

               3 – грузоподъёмности транспортной единицы;

               4 – коэффициента использования;

               5 – времени одного оборота или количества рейсов транспорта в рабочий период.

          Необходимое количество транспортных единиц определённого вида может быть определено из выражения:

 

Nтр = Грузовой поток = Грузовой поток,                                                       (2)

 

где Qг.п. – величина грузового потока для данного вида транспорта и груза;

     qтр – фактическая грузоподъёмность транспортной единицы с учётом коэффициента использования;

          b – количество рейсов в рабочий период;

         Т – общий фонд времени работы транспорта в сутки;

         t – продолжительность одного рейса, зависящая от расстояния перевозок и от скорости движения с грузом и порожняком.

          При определении фактической величины грузоподъёмности транспортной единицы учитывают номинальную (теоретическую) грузоподъёмность (например, по паспортным данным) и коэффициент использования транспортных средств, зависящий от рода грузов и способов их укладки.

          Вычисленное по формуле (2) количество транспортных средств должно быть увеличено на число единиц, находящихся в резерве и в ремонте.

          В общем комплексе транспортных работ на металлургических предприятиях погрузочно-разгрузочные работы занимают большую долю. Продолжительность погрузочно-разгрузочных работ зависит от ряда факторов:

               1) рода груза;

               2) состояния груза (смёрзшаяся или сухая руда и др.);

               3) степени механизации погрузочно-разгрузочных работ;

               4) способа разгрузки;

               5) численного состава грузчиков;

               6) квалификационного состава грузчиков и др.

          Планирование перевозок основывается на производственной программе предприятия и разделяется на планирование внешних и межцеховых перевозок с указанием их вида (железнодорожные, автомобильные и д.).

          Внешний грузооборот планируют в соответствии с планом материально-технического обеспечения и планом реализации продукции, полуфабрикатов и отходов.

          Отдельно составляют план на межцеховые перевозки в пределах территории предприятия, включающий данные: наименование груза; пункт отправления; пункт назначения; расстояние; объём перевозок и сроки перевозок. На основании запланированного грузооборота определяют потребность в транспортных средствах для межцеховых перевозок.

          Оперативное планирование в разрезе суток и смен осуществляют в соответствии с месячным планом и оформляют в виде сменно-суточного графика, который является основным документом для диспетчерского руководства перевозками. В графике указывают регламент подачи и отправления транспортных средств.

          Оперативное руководство перевозками осуществляется обычно в централизованном порядке через диспетчеров транспортных цехов.

          Руководство и планирование внутрицеховых перевозок в основных цехах осуществляют цеховые диспетчеры в соответствии со спецификой технологических процессов.

          Внутрицеховой транспорт полностью подчинён начальнику цеха.

          С целью выявления резервов роста производительности труда и снижения издержек транспортного хозяйства проводится анализ его работы.

          Степень использования транспортных средств зависит от следующих факторов:

               1) технического состояния транспортных средств;

               2) технического состояния внутризаводских путей;

               3) организации ремонта транспортных средств;

               4) организация работы складского хозяйства (ликвидация излишнего простоя транспортных средств);

               5) квалификация эксплуатационного персонала;

               6) интенсивности погрузочно-разгрузочных работ;

               7) Согласованности между цехами в использовании средств транспорта.

          Степень использования транспортных средств характеризуется следующими показателями:

               · коэффициентом технической готовности (отношение количества исправных единиц транспорта к общему их количеству);

               · коэффициентом выпуска на линию ( отношение количества транспортных средств данного вида, направленных на линию, к их общему количеству);

               · коэффициентом использования рабочего времени транспортных средств (отношение фактического количества машино0часов в наряде к плановому количеству машино-часов за тот же период);

               · коэффициентом использования пробега (отношение пробега машин с грузом к общему их пробегу);

               · коэффициентом использования грузоподъёмности (отношение фактического объёма грузооборота в т×км к возможному количеству т×км при полном использовании грузоподъёмности).

          Осуществление мероприятий, обеспечивающих повышение указанных коэффициентов, уменьшает потребность в транспортных средствах при возрастающем грузообороте.

          Совершенствование организации транспортного хозяйства на металлургических предприятиях связано с качественным совершенствованием транспортных средств, с улучшением транспортных магистралей, правильным размещением стоянок и баз,  рационализацией маршрутов перевозок.