Организация и планирование транспортного хозяйства
Производственные процессы на металлургических предприятиях связаны с перемещением огромных масс сырья, топлива, вспомогательных материалов, промежуточных продуктов, полуфабрикатов и готовой продукции.
Промышленным (внутризаводским) транспортом называется комплекс транспортных средств, предназначенных для перемещения материальных масс на территории металлургического предприятия с целью обеспечения нормального, бесперебойного хода производственного процесса при наименьшей стоимости погрузочно-разгрузочных и транспортных операций.
В условиях непрерывности технологических процессов основных цехов металлургических предприятий перед внутризаводским транспортом ставятся задачи:
1 – бесперебойность работы;
2 – своевременность подачи сырья, материалов;
3 – обеспеченность транспортными средствами;
4 – согласованность между производственными процессами и работой транспорта.
Организация внутризаводского транспорта должна обеспечить:
· равномерное и бесперебойное транспортное обслуживание основных и вспомогательных цехов предприятия;
· механизацию и автоматизацию транспортных и погрузочно-разгрузочных работ;
· правильный выбор транспортных средств и подъёмно-транспортных механизмов (ПТМ);
· определение потребности в транспортных средствах и ПТМ;
· рациональную эксплуатацию транспортных средств и ПТМ;
· улучшение использования транспортных средств и ПТМ
· снижение затрат на транспортные и погрузочно-разгрузочные операции;
· определение потребности в рабочей силе;
· повышение производительности труда транспортных рабочих.
Для рационального проектирования систем транспортирования и эффективного использования транспортных средств необходима их классификация.
1. По сфере обслуживания (назначению) внутризаводской (промышленный) транспорт подразделяется на:
· внешний;
· межцеховой;
· внутрицеховой.
Внешний транспорт связывает предприятие с внезаводским транспортом. Его задача заключается в доставке на предприятие поступающих извне сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, оборудования и т. д., а также в вывозе с предприятия готовой продукции и других грузов.
Межцеховой транспорт перевозит сырьё, материалы, промежуточные продукты, полуфабрикаты из одного цеха в другой или с заводских складов в цех и обратно.
Внутрицеховой транспорт обеспечивает перемещение грузов внутри цеха. Он подразделяется на общецеховой и межоперационный. Общецеховой транспорт осуществляет перемещение грузов между производственными участками и складами цеха. Межоперационный транспорт осуществляет перемещение грузов между рабочими местами по ходу технологического процесса.
2. По устройству путей сообщения выделяют транспорт:
· рельсовый;
· безрельсовый.
3. По времени действия транспорт подразделяется на:
§ транспорт непрерывного действия;
§ транспорт периодического действия.
4. По характеру тяги и конструктивным свойствам подвижного состава и путей сообщения (или по виду) транспорт подразделяют на:
· железнодорожный (паровозы, мотовозы, тепловозы, электровозы, вагоны, цистерны);
· автомобильный;
· электрокарный;
· ручные тележки;
· пневматические устройства;
· гравитационные устройства;
· подвесные дороги (монорельсы с талями и тельферами; канатные дороги);
· грузоподъёмные и перемещающие механизмы (стационарные и передвижные краны, лебёдки, лифты, транспортёры и др.)
· прочие.
5. По направлению перемещения грузов выделяют транспорт:
§ горизонтальный (автомобили, автокары, транспортёры);
§ вертикальный (лифты, подъёмники);
§ горизонтально-вертикальный (автопогрузчики; электрические мостовые краны, кран-балки и др.);
§ наклонный (канатные и монорельсовые дороги).
Структура внутризаводского транспорта определяется технологическими процессами в основных и вспомогательных цехах, масштабами производства, характером перерабатываемого сырья, материалов и готовой продукции.
Руководство транспортной службой на крупном металлургическом предприятии осуществляет помощник директора по транспорту, которому подчиняются самостоятельные транспортные цехи.
Транспортные цехи находятся в оперативном подчинении у заводского диспетчера, согласующего работу внешнего и межцехового транспорта.
Существуют три основные формы организации внутризаводского транспорта:
1 – строго регулируемая. Эти маршрутные перевозки осуществляются по заранее установленным направлениям;
2 – умеренно регулируемая.
3 – нерегулируемая заранее.
У строго регулируемой внутренней транспортировки при регулярном перемещении грузов из одних пунктов в другие равномерная работа транспорта обеспечивается одним из вариантов:
а) непосредственная. Транспортировка осуществляется по принудительной схеме между двумя или более рабочими местами (например, трубопроводный транспорт);
б) маятниковая (челночная) транспортировка между двумя постоянными грузовыми пунктами;
в) кольцевая транспортировка по заранее определённому маршруту;
г) внутризаводская транспортировка согласно расписанию, являющаяся комбинацией маятниковой и кольцевой систем транспортирования грузов.
При маятниковой системе транспортной связи рейс между двумя грузовыми пунктами многократно повторяется. Маятниковая схема перевозок может быть односторонней и двухсторонней. При односторонней системе рейс между двумя пунктами в одну сторону проводится с грузом, а в обратную – порожняком (рис. 1).
Система маятниковых рейсов даёт поэтому невысокий коэффициент использования пробега, не превышающий, как правило, 0,5.
1 – рейс с грузом; 2 – порожний рейс; А, Б – грузовые пункты
Рисунок 1 – Схема маятниковых рейсов
При кольцевой системе перевозок грузовые пункты связаны последовательной передачей груза от одного пункта к другому по замкнутой трассе, по которой транспортные средства обязательно возвращаются в первоначальный пункт (рис. 2).
А…Д – грузовые пункты
Рисунок 2 – Схема кольцевых маршрутов
Кольцевая система перевозок может быть развозочной, сборочной и смешанной. При кольцевых рейсах использование транспортных средств значительно эффективнее, чем при маятниковых. Лишь на участке, связывающем последний грузовой пункт с первым, редко удаётся обеспечить пробег с грузом. Коэффициент использования пробега при кольцевых перевозках во многих случаях приближается к единице.
При умеренно регулируемой транспортировке время погрузки остаётся неопределённым. Доставка транспортных средств происходит после сигнала м пункта погрузки.
Заранее нерегулируемая транспортировка применима в условиях нерегулярной внешней доставки грузов и в случае разовых (случайных) заявок.
В основу организации внутризаводского транспорта положены расчёты, определяющие грузооборот и грузопоток на предприятии в соответствии с его производственной программой.