Организация и планирование транспортного хозяйства

          Производственные процессы на металлургических предприятиях связаны с перемещением огромных масс сырья, топлива, вспомогательных материалов, промежуточных продуктов, полуфабрикатов и готовой продукции.

          Промышленным (внутризаводским) транспортом называется комплекс транспортных средств, предназначенных для перемещения материальных масс на территории металлургического предприятия с целью обеспечения нормального, бесперебойного хода производственного процесса при наименьшей стоимости погрузочно-разгрузочных и транспортных операций.

          В условиях непрерывности технологических процессов основных цехов металлургических предприятий перед внутризаводским транспортом ставятся задачи:

               1 – бесперебойность работы;

               2 – своевременность подачи сырья, материалов;

               3 – обеспеченность транспортными средствами;

               4 – согласованность между производственными процессами и работой транспорта.

          Организация внутризаводского транспорта должна обеспечить:

               · равномерное и бесперебойное транспортное обслуживание основных и вспомогательных цехов предприятия;

               · механизацию и автоматизацию транспортных и погрузочно-разгрузочных работ;

               · правильный выбор транспортных средств и подъёмно-транспортных механизмов (ПТМ);

               · определение потребности в транспортных средствах и ПТМ;

               · рациональную эксплуатацию транспортных средств и ПТМ;

               · улучшение использования транспортных средств и ПТМ

               · снижение затрат на транспортные и погрузочно-разгрузочные операции;

               · определение потребности в рабочей силе;

               · повышение производительности труда транспортных рабочих.

          Для рационального проектирования систем транспортирования и эффективного использования транспортных средств необходима их классификация.

          1. По сфере обслуживания (назначению) внутризаводской (промышленный) транспорт подразделяется на:

               · внешний;

               · межцеховой;

               · внутрицеховой.

          Внешний транспорт связывает предприятие с внезаводским транспортом. Его задача заключается в доставке на предприятие поступающих извне сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, оборудования и т. д., а также в вывозе с предприятия готовой продукции и других грузов.

          Межцеховой транспорт перевозит сырьё, материалы, промежуточные продукты, полуфабрикаты из одного цеха в другой или с заводских складов в цех и обратно.

          Внутрицеховой транспорт обеспечивает перемещение грузов внутри цеха. Он подразделяется на общецеховой и межоперационный. Общецеховой транспорт осуществляет перемещение грузов между производственными участками и складами цеха. Межоперационный транспорт осуществляет перемещение грузов между рабочими местами по ходу технологического процесса.

          2. По устройству путей сообщения выделяют транспорт:

               · рельсовый;

               · безрельсовый.

          3. По времени действия транспорт подразделяется на:

               § транспорт непрерывного действия;

               § транспорт периодического действия.

          4. По характеру тяги и конструктивным свойствам подвижного состава и путей сообщения (или по виду) транспорт подразделяют на:

               · железнодорожный (паровозы, мотовозы, тепловозы, электровозы, вагоны, цистерны);

               · автомобильный;

               · электрокарный;

               · ручные тележки;

               · пневматические устройства;

               · гравитационные устройства;

               · подвесные дороги (монорельсы с талями и тельферами; канатные дороги);

               · грузоподъёмные и перемещающие механизмы (стационарные и передвижные краны, лебёдки, лифты, транспортёры и др.)

               · прочие.

          5. По направлению перемещения грузов выделяют транспорт:

               § горизонтальный (автомобили, автокары, транспортёры);

               § вертикальный (лифты, подъёмники);

               § горизонтально-вертикальный (автопогрузчики; электрические мостовые краны, кран-балки и др.);

               § наклонный (канатные и монорельсовые дороги).

          Структура внутризаводского транспорта определяется технологическими процессами в основных и вспомогательных цехах, масштабами производства, характером перерабатываемого сырья, материалов и готовой продукции.

          Руководство транспортной службой на крупном металлургическом предприятии осуществляет помощник директора по транспорту, которому подчиняются самостоятельные транспортные цехи.

          Транспортные цехи находятся в оперативном подчинении у заводского диспетчера, согласующего работу внешнего и межцехового транспорта.

          Существуют три основные формы организации внутризаводского транспорта:

               1 – строго регулируемая. Эти маршрутные перевозки осуществляются по заранее установленным направлениям;

               2 – умеренно регулируемая.

               3 – нерегулируемая заранее.

          У строго регулируемой внутренней транспортировки при регулярном перемещении грузов из одних пунктов в другие равномерная работа транспорта обеспечивается одним из вариантов:

               а) непосредственная. Транспортировка осуществляется по принудительной схеме между двумя или более рабочими местами (например, трубопроводный транспорт);

               б) маятниковая (челночная) транспортировка между двумя постоянными грузовыми пунктами;

               в) кольцевая транспортировка по заранее определённому маршруту;

              г) внутризаводская транспортировка согласно расписанию, являющаяся комбинацией маятниковой и кольцевой систем транспортирования грузов.

          При маятниковой системе транспортной связи рейс между двумя грузовыми пунктами многократно повторяется. Маятниковая схема перевозок может быть односторонней и двухсторонней. При односторонней системе рейс между двумя пунктами в одну сторону проводится с грузом, а в обратную – порожняком (рис. 1).

          Система маятниковых рейсов даёт поэтому невысокий коэффициент использования пробега, не превышающий, как правило, 0,5.

Организация и планирование транспортного хозяйства

1 – рейс с грузом; 2 – порожний рейс; А, Б – грузовые пункты

Рисунок 1 – Схема маятниковых рейсов

          При кольцевой системе перевозок грузовые пункты связаны последовательной передачей груза от одного пункта к другому по замкнутой трассе, по которой транспортные средства обязательно возвращаются в первоначальный пункт (рис. 2).

Организация и планирование транспортного хозяйства

А…Д – грузовые пункты

Рисунок 2 – Схема кольцевых маршрутов

          Кольцевая система перевозок может быть развозочной, сборочной и смешанной. При кольцевых рейсах использование транспортных средств значительно эффективнее, чем при маятниковых. Лишь на участке, связывающем последний грузовой пункт с первым, редко удаётся обеспечить пробег с грузом. Коэффициент использования пробега при кольцевых перевозках во многих случаях приближается к единице.

          При умеренно регулируемой транспортировке время погрузки остаётся неопределённым. Доставка транспортных средств происходит после сигнала м пункта погрузки.

          Заранее нерегулируемая транспортировка применима в условиях нерегулярной внешней доставки грузов и в случае разовых (случайных) заявок.

          В основу организации внутризаводского транспорта положены расчёты, определяющие грузооборот и грузопоток на предприятии в соответствии с его производственной программой.