Формы планирования и виды планов.

 

С точки зрения обязательности плановых заданий различают:

Директивное планирование – форма планирования, которая носит обязательный характер для объектов планирования. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.

Директивное планирование может быть эффективно для решения народнохозяйственных задач, имеющих общенациональное значение. На микроуровне директивные планы используются для составления директивных планов.

Индикативное планирование – форма планирования, которая носит направляющий, рекомендательный характер, в составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено.

Индикаторы - это параметры, характеризующие состояние и направления развития. Индикативное планирование чаще всего используется на макроуровне.

В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов различают:

Долгосрочное (перспективное) планирование охватывает период более 5 лет (10, 15 и 20 лет). Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего и представляет собой по сути дела краткосрочный план.

Краткосрочное (текущее) планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

По содержанию плановых решений выделяют:

Стратегическое планирование – это видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния.Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы.

Тактическое планирование – процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей предприятия и разработки мероприятий по предотвращению или минимизации возможных угроз, выявленных в ходе разработки стратегии.

Оперативно-календарное планирование состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

По сферам планирования:

ü    планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта);

ü    планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства);

ü    планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения);

ü    планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов);

По учету изменения данных: жесткое планирование; гибкое планирование;

По очередности во времени:

ü     упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой план (планы чередуются последовательно один за другим);

ü    скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;

ü    внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации предприятия.

По степени полноты разработки:

ü    предварительный – используется на начальных стадиях проектирования;

ü    окончательный – принимается после всех уточнений и исправлений.

По уровням управления:

ü    план на корпоративном уровне (ассоциации, концерн, объединение);

ü    план на уровне самостоятельных экономических единиц (предприятие, филиал);

ü    план на уровне подразделения предприятия (цеха, участка).

 

В практической деятельности предприятия используют различные виды планирования и их сочетание. Совокупность различных видов планирования, применяемая одновременно на конкретном хозяйствующем субъекте, называется формой планирования. Выбор той или иной формы планирования зависит от следующих групп факторов:

Факторы, обусловленные спецификой фирмы.

ü    концентрация капитала

ü    научно-технического прогресса

ü    уровень механизации и автоматизации управления фирмой

ü    географическое расположение фирмы

ü    форма собственности

Факторы внешней среды.

ü    характер государственного регулирования экономики

ü    уровень и характер конкуренции

ü    экономическая политика государства (т.е. регламентация производственной, хозяйственной, социальной и др. видов деятельности субъектов хозяйствования).

ü    состояние экономики

Критерии, обусловленные спецификой процесса планирования.

ü    полнота планирования, детализация планирования, точность планирования,

эластичность и гибкость планирования, эффективность планирования.